Мода на смерть

Автор: Лариса Травина, кандидат психологических наук
Мода на интерес к смерти не пройдет никогда. Этот феномен объясняет теория Фрейда о том, что энергия жизни базируется на основных инстинктах, один из которых «мортидо» – стремление к смерти, к разрушению. Проявлений этого интереса можно наблюдать тысячи. Они могут различаться эстетикой, социальной и культурной нагрузкой, выраженностью клиники, еще чем угодно. Все ассоциации, пришедшие в мою голову, можно условно разместить на плоскости, заданной двумя осями. Назовем их ось Х и ось Y.

Ось Х: элитарность и массовая культура

На левом крае оси Х, несомненно, располагаются элитарные представители готов. В контексте готической культуры часто употребляется слово «танатофилия». Этот термин следует рассматривать как стремление индивида к использованию практик и сюжетов, связанных со смертью и умиранием. А именно, посещение кладбищ и руин,
заимствование некоторых элементов декадентской эстетики, игры в вампиров (“не мертвых” и “не живых”). Характерной чертой готов является стремление к артистичности и самовыражению, проявляющееся в работе над собственным внешним видом, в занятиях искусством.
Ключевые слова здесь – эстетика и элитарность. Все очень пафосно и серьезно.
 
Чуть правее, но еще в левой половине плоскости, размещаем скачущую на диване «девочre-гот – на руках колгот» перед зеркалом, под песню «Агаты Кристи».
 
На крайний правый полюс оси-Х - бриллиантовый череп. Известный британский художник Дэмиен Херст в 2007 году представил миру своё творение – платиновый слепок черепа из восемнадцатого века. Череп украшен 8601 бриллиантами. На изготовление этого эпатажного произведения искусства под названием “For The Love Of God” художник потратил почти 30 миллионов долларов. При оформлении также использовались человеческие зубы. 30 августа 2007 года череп был продан за 50 миллионов фунтов – это самая большая сумма, отданная за произведение современного (то есть, не мертвого) художника». Отличная вещь, а не гомозня какая-то. Это дорого, красиво, увесисто и каждому понятно.
 
К этой же оси-Х относятся всевозможные «открытия», типа «череп навсегда останется вечным модным символом, как маленькое черное платье». И «юбочка с россыпью выложенных из стразиков маленьких черепов – это круто-круто-круто». И другие, еще более облегченные символы – тренд для самого массового потребителя. Т.е., на этом полюсе ось назовется «Попса как стиль и массовая культура».
 

Ось-Y: сужение-расширение личного пространства 

Рассмотрим страсть к мистическому и потустороннему как способ заглянуть за пределы известного и расширить границы своего сознания. Итак, когда у человека может обостриться потребность в другой реальности?
 
  1. Когда все про свою жизнь так понятно-препонятно, изучено переизучено, скучно и однообразно. И прогноз на будущие события такой же тухлый и беспросветный. И надо эту жизнь слегка пригламурить чем-то загадочным. Стиль «роковой мужчина» или «роковая женщина» очень для этого подходит.
     
  2. В жизни произошло событие, которое трудно пережить, или есть какая-то реальность, в которой невозможно признаться никому, прежде всего, себе. И каждый день есть риск с нею столкнуться. Когда не хватает личного мужества посмотреть проблеме в глаза и найти способ ее решить, особенно остро хочется подстраховаться и уйти немножко в другую реальность. Т.е., старую реальность закрываем на замок и бегом в потусторонний мир. Чем мистичнее, тем лучше. Главное, чтобы никаких признаков обыденных подробностей, типа «быт», «зарабатывание денег», «социальный статус».
     
  3. Когда система представлений о мире у человека такая, что жизненный путь выглядит, как особо безжалостный проход по одним и тем же граблям. Она внутренне стройная, просто совсем не подходит для восприятия и понимания реальной окружающей жизни. Как очки с неправильными диоптриями. Очки-то хорошие, с импортными линзами -14. Не каждый сквозь них разглядит жизнь. Очень трудно тогда. Нужна тогда другая реальность. Не обязательно декаданс. Но для творческой возвышенной личности по дойдет и он. Это все находится в нижней половине оси Y. Условно говоря, «сужение личного пространства» (избегание это или замещение – неважно).

А вот верхняя половина – она про расширение. На мой взгляд, это «самое вкусное»

Не только психологи знают, что, объясняя природу психики, принято выделять, вслед за Фрейдом, 3 уровня: Супер-эго, Эго и некое Оно. 
Фрейд и последователи называли его Бессознательным. Достижения же современной науки, в частности, в области нейрофизиологии, биологии, искусственного интеллекта, изменили наши представления об устройстве человека и его личности. Так, наше бессознательное ОНО включает генетическую память, и теперь его называют Коневым-Я.
 
Корневое-Я помнит опыт прошлых поколений, который востребован чаще, чем мы можем это заметить. Сила его воздействия напрямую зависит от нашей связи с прошлым, от того, насколько вы в курсе истории своего рода. В нашей стране с генетической памятью исторически не задалось. Сейчас ситуация начала исправляться. Но все равно,встреча со своим родовым прошлым чаще происходит с помощью спиритических сеансов, чем с привлечением специально обученных работать с архивами историков.
Меж тем, Корневое-Я – невероятно интересная вещь. Это источник сексуальной, творческой энергии, куража. Это наша способность к самовыражению, которую иногда специалисты называют единственным путем
к счастью.
 
Так что, влечение к потустороннему миру – серьезная заявка на возможность расширения своего личного пространства во времени и, отчасти, в пространстве.
Это самый верхний полюс шкалы Y.
 
Если развивать идею выращивания своего корневого Я как источника энергии жизни, то получится руководство на тему «Как стать Дунканом Маклаудом и увидеть мир через 300 лет». Но это уже совсем другая история...
 
Поделиться текстом: