Гуглить или не гуглить

Автор: Лариса Травина, кандидат психологических наук
гугл и психология
Любая новая информация, будь то событие или  открытие, проходит классический круг:
  1. Игнорируется  (потому что не воспринимается);
  2. Активно отвергается (потому что  пугает);
  3. Открывается ("а, батюшки, вот ведь что!") и тотчас обожествляется;
  4. Разочаровывает (и повергает разочарованного в легкую или тяжелую  депрессию);
  5. Принимается и занимает свое место  в порядке вещей;
  6. Перестает быть новой информацией.
 
Я хорошо помню, как болезненно происходило внедрение компьютеров в нашу отечественную жизнь. Страх перед новым - это вообще  благодатная почва для страшилок, хотя подобный страх нормативен. "Сколько минут безопасно для здоровья проводить у компьютера?" -  до сих пор ключевая тема родительских запросов. 
Появление интернета  ассоциировалось только с тотальным контролем "большого брата".
Помню, как у нас появилась возможность поставить вебкамеру в группу детского сада, чтобы родители, сотрудники одного академического института, могли в интернете наблюдать, как хорошо проводит время ребенок в их отсутствие. Мы так радовались этой возможности, у нас и самих ребенок был в этом саду. И до сих пор не могу справиться с изумлением от того яростного сопротивления, которое мы получили от администрации сада, от воспитателей, от родителей.
У меня и сейчас есть знакомые , которые специально не покупают компьютер своим детям, "чтобы те не  стали зависимыми». Одного умного мальчика отправили учиться в военное училище, не потому что  в семье господствовало убеждение, что «защита родины - почетная мужская работа», а чтобы удалить его от компьютера (неизвестно же, чем он  там занимается в этом интернете?!) 
 
Вот список распространенных страшилок:
Список можно продолжить.
 

О болезненных формах зависимости

На мой взгляд, это из серии «у тех, кто мастурбирует, волосы на руках растут». Что же, нету интернет-аддикции совсем?
Есть. Природа у нее такая же, как и у других аддикций:  алкогольно-наркотических, игровых, адреналиновых. По аналогии с другими, легко представить, что  речь идет о личностных нарушениях и только дозированным доступом  к вожделенному источнику не лечится.
 

Не все приятное — обязательно вредное

На  самом деле,  у интернета особая роль и в истории человечества, и в истории отдельного человека. Самое важное, на мой взгляд, о нем поняли праотцы в далекие 50-е. Например, канадский философ Маклюэн, изучающий информацию и ее распространение как основу развития общества. Ещё в те годы описал мир как «большую электронную деревню» в альтернативу урбанизации - росту большого количества разрозненных городов. Новый тип цивилизации, новый этап развития человечества, новые возможности. Это -  грандиозное изобретение, сопоставимое с изобретением колеса, письменности, парового двигателя. Появление коллективного разума сулило возможность решения глобальных задач. И только после появления интернета решение многих из них стало впервые возможно.
 
Другое дело, насколько каждый из нас готов использовать предоставленные возможности.  Конечно, это касается очень многих событий  и явлений, но в случае с интернетом дело обстоит наиболее наглядно. Представьте, какие знания о мире у матроса торгового флота, ориентирующегося  на суше по карте портовых борделей. И если  у человека основной движущий мотив - поиск тайного врага или скажем, прекрасного героя  или  героини, то и просторы WWW  для него будут ограничены ролевыми играми и сайтами знакомств.
На вечно популярных тренингах по достижению успеха, бодрые  по-американски улыбающиеся тренеры, сообщают доверительно участникам, что ресурсов в мире (например, денег) полным полно и на всех хватит. Нужно только разрешить себе или научиться брать большими горстями, а не чайной ложечкой и не тратить свою жизнь на войну с соседом за ресурс. И иметь воображение и ум, чтобы  широким взглядом окинуть близлежащие окрестности, оторвав глаз, например, от замочной скважины. Вот интернет — это тот самый ресурс, применение которого зависит исключительно от воображения пользователя.  Можно уверенно сказать, что наше поведение в интернете довольно точно отражает уровень развития наших притязаний, актуальные проблемы, силу и направление развития личности.
Короче говоря, то самое оно зеркало, на  которое привычно всем пенять. Или другими словами - скажи мне, какими ресурсами ты пользуешься, и я скажу - кто ты.  И для каждого это важное очень свое.
 
Скажу о себе.  Для меня идеальные возможности, сказанные классиком Э.Бушем «Нашей душе будет удобнее летать,  если она будет избавлена от рутины» проявляются так. Я уже несколько лет не хожу на работу  в офис в обычном понимании этого слова.  Вернее делаю это дискретно - для конкретных встреч, чтения лекций и т.п.  Эти строчки я пишу в междугороднем автобусе по пути на свадьбу  к подруге. Вчера я у одних из заказчиков присоединилась не надолго к жизни офиса. В итоге вопросы, на обсуждение которых на нейтральной территории мы тратим 20-30 минут заняли 3 часа. Коллега,  к которой я приходила, звонила мне поздно ночью, только что вернувшись с работы, жаловалась, что ничего не успевает. Да здравствует виртуальный офис, - подумала я. Это лучшее, что я на сегоюдняшнй день знаю об интернете. А вы?
 
 Еще приятно, что деловых встречах уже можно  не обмениваться визитками и контактами. Достаточно запомнить фамилию-имя и организацию - все остальное про человека можно «нагуглить». Не случайно же, словарь английского языка лет десять назад зафиксировал новое  слово - "ungoogleble" - человек, про которого google не нашел информации в сети.
И еще мне на днях прислали ссылку на видеоклип  песни "I google you!".
Очень отражает суть явления. Так  что добро пожаловать в электронную деревню. 
 

Определитель адекватности интернет-юзера от автора (вместо теста)

Признаки того, что вы в порядке:

 

Признаки того, что Вы не в порядке:

 
Поделиться текстом: